- Гитара
-
ГИТА́РА (от греч.κιτηαρα — кифара) — струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. — "испанская"). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым расстоянием между двумя группами струн. Вплоть до наших дней популярность Г. непрерывно растет, и в настоящее время это единств. инструмент, к-рый используется во всем мире для бытового музицирования, что во многом объясняется простотой овладения начальными приемами игры. На грифе Г. расположены лады — порожки, которые облегчают нахождение звука и обеспечивают чистоту интонации. Играют на Г. щипком пальцев, иногда плектром (медиатором). Звук Г. — негромкий, поэтому она редко включалась в состав оркестра. В 20 в. благодаря исполнителям-виртуозам (напр., А. Сеговия) техника игры претерпела большие изменения, и Г. стала полноправным солирующим инструментом.
Существует неск. разновидностей Г. Гавайская Г. — при игре на ней струны прижимаются металлической пластинкой, а инструмент располагается на коленях. 12-струнная Г. имеет 6 резонирующих струн. В России в 19 — нач. 20 в. и отчасти в Польше (к-рая тогда входила в состав России) получила распространение 7-струнная Г. кварто-терцового строя — (т. н. русская Г., к-рая широко применялась для аккомпанемента бытовых романсов и в цыганских хорах ("Поговори-ка ты со мной, подруга семиструнная..." — слова одного из известнейших романсов на слова Ап. Григорьева). Среди выдающихся рус. гитаристов и авторов произв. для 7-струнной Г. — А. О. Сихра, М. Т. Высоцкий, С. Н. Аксенов, В. И. Морков.
Во 2-й пол. 20 в. появились электрогитары, на которых колебания струны с помощью адаптера преобразуются в электрические и далее усиливаются и изменяются разл. устройствами. Корпус таких инструментов утратил свойства резонатора и стал чисто декоративным (отсюда сленговое название "доска"). Динамич. диапазон электрогитары, как и др. электронных инструментов, беспределен. Звук электрогитары изменяется с помощью разного рода электронных преобразователей — т. н. "эффектов". В то же время появилась бас-Г. — электроинструмент с гитарной техникой, но имеющий 4 струны, настроенные как у контрабаса.
Лит.: Стахович М. А. История семиструнной гитары. СПб., 1864; Русанов В. А. Гитара в России: в 2 вып. М., 1899—1901; Иванов М. Ф. Рус. семиструнная гитара. М.; Л., 1948; Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1961; Вольман Б. Л. Гитара и гитаристы. Л., 1968.
Гитары шести- и семиструнная

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.